Главная | Жилищные вопросы | Задачи и содержание словарной работы детей дошкольного возраста

Задачи и содержание словарной работы в детском саду

Кониной и уточнены в последующие годы. Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др. Во-вторых, закрепление и уточнение словаря.

Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь.

Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении — еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях.

Например, дети свободно говорят строфы К. В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов диалектные, просторечные, жаргонные. Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды. Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны и решаются на практическом уровне, без употребления соответствующей терминологии.

Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство сформированного словаря дошкольников есть признак высокого развития речи. При нарушениях, в процессе формирования словаря дошкольников, лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений вообще и в частности обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.

Вот почему среди многих важных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, задача обучения родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных. Слово — основная единица языка. Лексическим значением слова называют способность слова обозначать кодировать внеязыковую реальность: Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории. Темпы освоения ребенком, как языковых средств, так и функций речи достаточно высоки.

Каждый год жизни здесь характеризуется новыми приобретениями. Остановимся кратко на характеристике каждой из сторон.

задачи и содержание словарной работы детей дошкольного возраста ничего почувствуешь

Дошкольный возраст — период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой.

Удивительно, но факт! К старшему дошкольному возрасту дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый язык действительно становится родным.

Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10—12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет — слов, а к трем годам может достигать слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько за счет овладения способами образования слов.

Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни — период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до , в 5 лет — до — , а в 6 — 7 лет до — слов. Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды.

Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов , во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи. Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка. Например, по данным австрийских психологов, записывавших на магнитофон разговоры детей друг с другом и со взрослыми, пятилетний ребенок произносит в среднем около 11 тыс.

достижение задачи и содержание словарной работы детей дошкольного возраста нужно сеять

В речи детей можно обнаружить слова, обозначающие разные сферы жизни. Так, в исследовании В. Гербовой установлены особенности содержания наиболее употребительных частей речи в словаре детей третьего года жизни. Среди других существительных наиболее употребительными являются названия явлений неживой природы, частей тела, строительных сооружений и др. Третью часть всех слов составляют глаголы. Данные, которые приведены выше, свидетельствуют, что дети уже на третьем году жизни располагают довольно разнообразным словарем, обеспечивающим общение с окружающими.

Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие — развитие значений слов, по словам Л. Швачкина, наиболее удачное объяснение смысловой природы детских слов дал А. Потебня, который считал, что значения первых слов у детей есть не действие, не предмет, а чувственный образ. Первые слова очень своеобразны. Для них характерен полисемантизм. Эти первые слова, в сущности, еще не являются словами. Настоящее слово рождается, как обозначение предмета и связано непосредственно с жестом, который указывает на предмет.

Еще по теме 3. Задачи и содержание словарной работы в детском саду:

Четкая предметная отнесенность возникает не с самых ранних этапов жизни ребенка и является продуктом развития. Уже с 10 — 11 мес. Фрадкиной, ребенок начинает реагировать не только на звуковую сторону слова, но и на его содержание. Сначала слово ассоциируется для малыша только с конкретным единичным предметом ребенку, который всегда играл только с белым мячом, дали два мяча — знакомый ему белый и незнакомый большой цветной мяч.

Постепенно с развитием способности обобщения оно начинает обозначать все предметы данной категории. Путь развития обобщения у детей охарактеризовала М. По ее данным, сначала слово выступает для ребенка лишь как компонент сложного воздействия взрослого, как компонент целой ситуации, которая включает и жесты, и интонацию, и обстановку, в которой это слово сказано.

Библиотека

Затем слово становится интегрирующим сигналом, проходя при этом ряд промежуточных ступеней: Слово несколько раз совпало с ощущениями отданной вещи, и между ними образовалась прочная связь. Значение слова здесь шире. Слово игрушки обобщает и кукол, и мячи, и кубики, и другие предназначенные для игры предметы. Сигнальное значение такого слова очень широко, но вместе с тем значительно удалено от конкретных образов предметов.

В слове как бы дан итог предыдущих уровней обобщения слово вещь, например, содержит в себе обобщения, которые заключают в себе слова игрушки, посуда, мебель и др.

Удивительно, но факт! Сигнальное значение такого слова чрезвычайно широко, а связь его с конкретными предметами прослеживается с большим трудом.

Сигнальное значение такого слова чрезвычайно широко, а связь его с конкретными предметами прослеживается с большим трудом. Такого уровня обобщения дети достигают лишь на пятом году жизни. Для того чтобы ребенок усвоил слова первой и второй степени обобщения, необходимо совпадение во времени звучания слова, которое произносит взрослый, с восприятием малышом предмета или действия, которое оно обозначает.

Причем чем меньше ребенок, тем большее количество таких совпадений требуется. Так, на первом году необходимо более 50 — 70 повторений, в то время как на втором году — не более Большое значение имеют действия ребенка с называемым предметом. Кольцовой убедительно доказано, что слово превращается в обобщающий сигнал при условии выработки большого количества двигательных условных связей. К такому выводу ученые пришли на основе опыта, проведенного в двух группах детей в возрасте 1 г.

В первой группе каждому ребенку в течение двух месяцев ежедневно 10 раз на пять секунд показывали незнакомый ему предмет — книгу и говорили: Эта реакция была повторена раз. С детьми второй группы в опытах применяли также одну книгу, но с ней дети производили действия: В каждую входило слово книга, и каждая требовала двигательной реакции. Эти двигательные реакции повторялись лишь по 50 раз.

В контрольных испытаниях детям предъявляли различные предметы кубики, куклы, игрушечная посуда и несколько книг, разных по цвету обложки, толщине. Когда их просили дать еще книгу, то они брали первый попавшийся предмет. Значит, слово книга не стало для них обобщающим сигналом. Все дети второй группы выбирали из лежащих перед ними предметов сначала одну книгу, знакомую по опытам, а потом все другие.

Слово приобрело для них обобщающее значение и стало относиться ко многим сходным предметам. Результаты этого опыта имеют большое педагогическое значение. Они указывают, какой должна быть методика формирования словаря у детей первых лет жизни. Сколько у тебя игрушек — и кукла, и автомобильчик, и мячик! После 4 — 5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам.

Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребенок еще не осознает всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена предметная отнесенность слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним, нет. Можно привести много примеров несовпадения значений слов в речи детей и взрослых. В поэтической форме показала особенности детской речи А. Наблюдаются многочисленные факты ошибочного словоупотребления, переноса наименования с одного предмета на другой, сужения или, наоборот, расширения границ значений слов и их применения.

Сужение или расширение значений слов детьми объясняется тем, что они не имеют достаточных знаний о тех предметах и явлениях, которые называются данными словами. Причем понимание и употребление слов детьми 3 — 5 лет зависит не только от степени обобщения, но и от того, насколько часто используют эти слова окружающие взрослые и как организована деятельность детей с соответствующими предметами исследование А.

Наиболее правильно дети понимают и употребляют слова, обозначающие конкретные предметы, которыми они пользуются кукла, барабан, лейка, щетка, игрушки, одежда.


Читайте также:

  • Приватизация квартиры при разделе имущества
  • На каком счете отразить выплаты за погребение
  • Семейный адвокат в ростове-на-дону
  • Программа народная ипотека ростов на дону
  • Уфмс саратовского района саратовской области
  • Срок рассмотрения заявления на возбуждение уголовного дела